Современное искусство трудно представить без современных технологий. Жонглируя идеями, художники создают новые неожиданные смысловые оттенки привычных образов и явлений. Образ робота, настойчиво символизирующий Будущее, сегодня приобрел самостоятельность, превратившись в культурологический код. Как и образ Джоконды с полотна «Мона Лиза» Леонарда да Винчи.
«Мона Лиза» считается самой известной в мире картиной. Она тоже стала своеобразным кодом – со своей смысловой и культурологической нагрузкой. В основе её – стремление Средневековья к Гармонии и Красоте.
Давайте же посмотрим, как можно столкнуть эти два кода.
В 16 веке Леонардо создавал картину больше четырех лет . В наше время компьютерщикам хватает двое суток, чтобы превратить любой образ в робота.
Если снять с Джоконды эпидермис, то не увидим ли мы там механических частей Терминатора?
А этот «шедевр Фотошопа» наталкивает на другую мысль.
Гармония Средневековья… И «Мона Лиза» как символ этого стремления к равновесию - например, природой и обществом. Роботы же воплощают раздробленность современного мира. Почему бы им не раздробить так же и Джоконду?
Еще одна навязчивая идея, которая возникает при упоминании картины «Мона Лизы» - Красота. Технологии трансформируют и эту нашу категорию. Покой и умиротворение женщины Джоконды нынешним феминизированным девицам могут показаться даже смешными. Позу, конечно можно повторить. И терпеливую чистоту и невинность взгляду придать можно. Только вот одежду уж оставим более подходящую…
Положение рук, волосы, выражение глаз, загадочная полуулыбка Моны Лизы с веками превратились в устойчивые символы. Их не обязательно даже называть. Их узнают. А значит, чтобы отослать зрителя к культурологическому коду под названием «Мона Лиза», достаточно штриха, символа, намека.
И никуда мы не денемся без современных «форм и методов»! Например, можно повториоь портрет кисти Леонардо из микросхем – без них роботам не обойтись!
Еще есть универсальный конструктор Lego. Чего только из него не составляли!
А если включить фантазию и немного умения, можно добавить к уже готовому образу небольшую техническую разработку. Помните, глядя на тщательно выписанные портреты, всегда кажется, что человек на картине смотрит прямо на тебя. Пара сенсорных датчиков, пара небольших электромоторов – и робот Lego-Мона Лиза будет следить глазами за зрителем.
Скорее всего, кто-то увидит в этих картинах смешливую забаву, кому-то покажется, что современные художники таким образом пытаются искать новые пути в искусстве, а некоторые увидят в этих коллажах элементы кощунства. Но в том-то и дело, что искусство сегодня – это чаще провокация, повод заставить задуматься, тема для постановки вопросов, а не утверждения ответов… Так что кто кому больше подыгрывает – роботы Джоконде или Джоконда роботам – решайте сами!