Роботы впечатляют, прежде всего, тем, что это машины и люди одновременно. Сегодня вряд ли можно определить, кто из скульпторов первым решил соединить эти два понятия в своих работах, используя при этом не природный материал, а «отходы» человеческой жизнедеятельности. Во всяком случае, после скандального «Фонтана» Мориса Дюшана стало ясно, что любая вещь может стать арт-объектом. Сегодня же многие скульпторы находят материал для своих работ просто на свалках металлолома, а оригинальные роботы создаются «из того, что было».
Американский скульптор Клайв Бейли (1939 г.р.) прославился своими роботами по всему миру. Для него это одна из главных тем творческого поиска. Только в «Музее чудес» в Порт Коста (США, штат Калифорния) находится более ста металлических скульптур художника. В этом городке находится до и огромная мастерская К.Бейли, где он хранит «материал» для своих творений. В работу идет любой механизм, вышедший из строя - старая кухонная утварь, велосипедные и автомобильные запчасти, всякие шестеренки и маховики, листы железа.
А одни из первых роботов К.Бейли, которые обратили на себя внимание, появились еще в 1976 году. Во время открытия «Музея чудес», с которым скульптор плодотворно сотрудничает, робот-папа (или мама?), который катил в коляске робота-сына (или дочь?), «гонялся» за прохожими и настойчиво приглашал их посетить новое заведение. Внутри «металлических костюмов» находился человек, а сама затея была просто оригинальным рекламным трюком. Но эффект был потрясающим…