Случалось в истории искусства так, что приходит личность вроде Клода Моне или Пабло Пикассо и переворачивают все «с ног на голову» изобретая свою собственный эстетический стиль. Так появились импрессионизм, абстракционизм или вообще что-либо вроде кубизма. Времена меняются и, похоже, что подобного рода деятельность могут заниматься и системы искусственного интеллекта.
Команда ученых из различных научных учреждений США решила научить систему ИИ не просто разбираться в искусстве, а и придумать что-либо новое. В основу системы был положен модифицированный алгоритм известный среди специалистов как «генерирующая состязательная сеть» (generative adversarial network (GAN)). В процессе участвуют две соперничающие друг с другом нейронные сети. Их «единоборство» позволяет улучшить результаты их совместного обучения. В ходе «соревнования» одна из сетей вырабатывает некий результат, вторая сеть выступает оппонентом. Процесс продолжается до получения какого-то приемлемого итога.
В системе ИИ о которой идет речь, одна из сетей генерирует изображения, а вторая сеть, изучившая свыше 80 тысяч изображений картин пытается их классифицировать. При этом сеть-критик способна определить и стиль, в котором написана картина. В результате деятельности системы получается изображение, которое нельзя четко соотнести ни с одним известным стилем живописи.
По мнению разработчиков, результат должен быть творческим и ярким, но в тоже время не раздражать вычурностью или чем-то эстетически не очень приятным.
Для оценки полученных результатов серия изображений разработанных системой ИИ была показана публике вместе с произведениями обычных художников. Какая именно картина «нарисована» AI они не знали. Участники эксперимента ответили на вопросы о том, насколько сложным или новым является каждое из изображений. Смогла ли какая-либо из картин повысить им настроение или найти иной отклик в душе. К удивлению исследователей, изображения, произведенные ИИ, во многих случаях получили более высокую оценку, чем произведения людей.
Результаты опроса интересны, говорит Кевин Уолкер из Лондонского Королевского колледжа искусств. «Изображения с наивысшим рангом содержат эстетическое сочетание цветов и узоров в композиции, тогда как наименее ранжированные, возможно, более однородны», - говорит он (см. Изображение выше).
Уокер также отмечает, что творческие машины уже производят работу для галерей. Например, двое его учеников экспериментируют с ИИ, которые могут извлечь уроки из своего стиля рисования, чтобы создать свои собственные изображения. Одна из них, Анна Ридлер, использовала эту технику для разработки кадров для 12-минутного анимационного фильма.
Компьютерные эстетика и гармония от Искусственного Интеллекта хороши. Но как быть, если за произведением настоящего художника стоит не просто перебор тысяч изображений и математические расчеты, а история жизни и вообще человеческая история?